православие | фридайвинг | дружба | бейсбол | Победа | патриотизм | English | деньги | фотогалерея |
Что есть и
что делать в Великий Пост? Читайте
сдедующий абзац и решайте сами. Главное правило: если Вы уж решились на этот
духовный подвиг, то ешьте меньше, чем обычно и ежедневно читайте Новый Завет. Пост обязательно должен
быть связан с отказом от обычной жизни. Если Вам не приходится ежедневно
испытывать свою Силу Воли во время Великого
Поста, значит это не пост, а самообман.
В
первые
пять дней Великого поста соблюдается "сухоядение": есть можно
только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние
времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не
пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб
и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на
четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый - варили коливо (кутью) - кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха,
или риса с добавлением меда, изюма или ягод (коливо
освящалось в церкви после литургии в пятницу). В первые
четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.п. В субботу и
воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом.
Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста
также как и пища имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на
великом повечерии читается Великий канон (покаянный) преподобного Андрея
Критского, а в пятницу по заамвонной молитве - молебный канон великомученику Феодору Тирону
(оттого первая седмица и названа "Федоровой неделей") и совершается
благословение колива. Первая седмица
заканчивается воскресением, названным "Торжество православия".
На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и
Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста
пекли хлебные кресты.
На Великий пост приходятся "сороки" - день сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник
пост ослабляется и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно
есть с растительным маслом.
В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий
покаянный канон преподобному Андрею Критскому о стоянии Марии Египетской, в
народе оно называлось "Андреево стояние",
"Андреево достояние", или просто "поклоны". Получило
распространение еще одно название этой недели - "Похвальная",
поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).
На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников - Благовещение
Пресвятой Богородицы, установленный в память явления Божией Матери архангела Гавриила с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта/7 апреля). Если этот праздник
попадает на Великий пост, то пост ослабляется - разрешается
есть рыбу, если на Страстную седмицу - разрешается вкушение растительного
масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.
Шестую седмицу Великого поста, или "седмицу ваий", в народе
называют Вербной, Вербницей, Вербич
или Пестрой, по той причине, что в конце ее - в воскресение, когда Церковь празднует
день Входа
Господня во Иерусалим, - в России было принято
освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением
- в день воскрешения праведного Лазаря или Лазареву субботу - можно есть только
рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.
После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица.
В храме читают Евангелие Страстей Христовых, то есть Страданий Христовых, как
Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте.
Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет
название - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют
также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то
есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту,
убирать в доме.
Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной,
или Чистый, Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен
Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус
Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе
Спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: "приимите, ядите: сие есть Тело
Мое". И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "пейте из нее
все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф.26,26-28). Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения,
заповедав совершать его в дальнейшем.
В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12
Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только
освященному огню, но и самой свече. Придя домой,
свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот
обычай соблюдается и поныне. Большое значение придавали
четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери
подавали в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную
благовещенской. В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином
или луковой шелухой). Особо строгий пост соблюдается в пятницу - Великий
Пяток.
Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи - Светлым
Христовым Воскресением ("Великодень").
На Пасху христосуются - целуются со словами: "Христос воскресе!"
В ответ говорят: "Воистину воскресе!" С
Великой Субботы после литургии освящаются в церкви "пасха" -
небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный
кулич из сдобного теста и яйца - ими разговляются в воскресение после заутрени.
В южных губерниях "пасхой" называли кулич. Судя по тексту Евангелия,
та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный
хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.
Первое, что съедали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца,
их ели натощак. После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица - "Святая
неделя" ("Великоденская",
"Радостная"). Пост в среду и пятницу отменяется: "разрешение на вся".
Партнёры сайта о православии: |