православие     |     фридайвинг     |     дружба     |     бейсбол     |     Победа     |     патриотизм     |     English     |     деньги     |     фотогалерея

Православное крещение

 Вы собираетесь принять святое крещение? Или хотите покрестить своего ребёнка? Хорошо подумайте, прежде чем решиться на это, ведь крещение это не магический обряд, где от человека не требуется никаких самостоятельных усилий: над Вами или Вашим ребёнком прочли заклинание, и дело сделано. Крещение - очень ответственный шаг. Вы уверены, что готовы к нему? Как бы не было хуже: люди Вас покрестят, а вот покрестят ли на Небесах? Это не одно и то же. Может получиться, что Вы покрестились себе в осуждение. Читайте, что о крещении пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).



Крещение

Не поддерживающий приобретений, дарованных святым крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретённое. «Неизречённая и страшная слава, - говорит святой Иоанн Златоуст, - доставляемая Крещением, пребывает в нас один или два дня; потом мы её погашаем, наводя на неё бурю житейских попечений и закрывая лучи густыми облаками». Ожив в пакибытие Крещением, мы снова умерщвляем себя жизнью по плоти, жизнью для греха, для земных наслаждений и приобретений. Святой апостол Павел сказал: Должны есмы не плоти, еже по плоти житии. Сущии же во плоти Богу угодити не могут. Мудрование бо плотское смерть есть (Рим. 8, 12, 8, 6). Благодать Крещения отаётся без действия, как светлое солнце, закрытое тучами, как драгоценный талант, закопанный в землю. Грех начинает действовать в нас со всей силой, или и ещё сильнее, нежели до принятия Крещения, сообразно тому, в какой степени мы предаёмся греховности. Но данное нам сокровище духовное не отнимается от нас окончательно до самой смерти, и мы можем раскрыть его снова во всей силе и славе покаянием. 2. 56

Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собой и в Себе. Такое обнолённое Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством Крещения. Крещение, не уничтожая естества, уничтожает его состояние падения; не делая естества иным, изменяет его состояние, приобщев человеческое естество естеству Божию (2Пет. 1, 4).

Крещение есть вместе и умерщвление и оживотворение – вместе и погребение и рождение. В купель Крещения погружается, в ней погребается и умирает греховное повреждение падшего естества, а из Купели восстаёт естество обновлённое; в купель погружается сын ветхого Адама – из купели выходит сын Нового Адама. Это засвидетельствован Господом, который сказал: Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царство Божие. Рождённый от плоти плоть есть, от Духа дух есть (Ин. 3, 5-6). Из этих слов очевидно, что Святой Дух, приняв в купель Крещения плотского человека, каким человек сделался по падении, извлекает из купели того же человека, но уже духовным, умертвив в нём греховное плотское состояние и родив духовное. При Крещении человеку прощается первородный грех, заимствованный от праотцев, и собственные грехи, соделанные до Крещения. При Крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избирать добро или зло. При Крещении сатана, жительствующий в каждом человеке подшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу крещёного человека или пребывать храмом БОжиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова соделаться жилищем сатаны (МФ. 12, 43-45). «Крещением изгоняется нечистый дух и обходит безводные и безверные души, но в них е обретает покой: ибо покой для беса состоит в том, чтобы смущать лукавыми делами крещёных – некрещёные принадлежат ему от зачатия, - и он возвращается на крещённого с семью духами. Как семь даров Духа, так семь и лукавых злых духов. Когда дьявол возвратится на крещёного и найдёт его праздным, т.е. по причине лености не имеющим той деятельности, которая сопротивляется супостатам, тогда, взошедши на него, злодействует лютее прежнего. Очистившемуся Крещением, потом осквернившемуся, нет надежды на второе Крещение: разве есть надежда на многотрудное покаяние). (Объяснение Блаженным Феофилактом Болгарским приведённого евангельского текста).

… При крещении все человеки получают равенство, потому что достоинство каждого христианина есть одно и то же: оно – Христос.

… Крещёный человек, делая добро, принадлежащее естеству обновлённому, развивает в себе благодать Всесвятого Духа, полученную при Крещении, которая, будучи неизменяема сама по себе, светлее сияет в человеки по мере делаемого им Христова добра: так светлее сияет неизменяющийся сам по себе солнечный луч по мере того, как свободе небо от облаков. Напротив того, далая по Крещении зло, доставляя деятельность падшему естеству, оживляя его, человек теряет более или менее духовную свободуЛ: грех снова получает насильственную власть над человекам; дьявол снова входит в человека, соделывается его владыкой и руководителем. Избавленный от горестного и тяжкого плена всемогущей десницей Божией, опять является в цепях, в плену, в темницы, во аде – по собственному произволу. Такому бедствию подвергается человек, в большей или меньшей степени, соответственно тем грехам, которые он позволяет себе, и соответственно навыку, который он стяжал к греховной жизни. Грех, живущий внутри человека и насилующий его, называется страстью. Страсть не всегда выражается очевидно: она может жить тайно в человеке и губить его. Духовная свобода соверенно теряется и от того, если крещёный человек позволит себе проводить жительство по разуму и воле естества падшего: потому что крещёный отрёкся своего естества и обязался во всех действиях, словах, помышлениях и ощущениях проявлять одно обновлённое Богочеловеком естество, т.е. жительствовать единственно по воле и разуму Господа Иисуса Христа, иначе – по Евангельским Заповедям и учению. Последование своему падшему естеству, последование его разуму и воле есть деятельное отвержение Христа и дарованного Им обновления при Крещении.

… Святой апостол Павел сказал: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекотеся (Галл. 3, 27). Это значит: крестившиеся во Христа прияли при Крещении, в самом Крещении дар от Святого Духа, подействовавшего на них: живое ощущение Христа, ощущение свойств Его. Но свобода избирать произвольно ветхое или новое не отнята у крещёных, так как была не отнята и у Адама в раю свобода сохранить заповедь Божию или нарушить её.

 

Апостол говорит уверовавшим и крещеным: Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим: не козлогласовании и пьянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию:
но облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плотоугодия не творите в похоти
(Рим. 13, 12—14). Имея свободу избрания, крещеный приглашается Святым Духом к поддержанию единения с Искупителем, к поддержанию в себе естества обновленного, к поддержанию состояния духовного, дарованного Крещением, к воздержанию от угождения вожделениям плоти, т.е. от уклонения вослед влечений плотского, душевного мудрования.
Такое же значение имеют слова апостола: Первый человек от земли перстен: вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, таковы и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии: и яко- же облекохомся во образ перстнаго, — ибо мы все рождаемся в первородном грехе и со всеми, усвоившимися нашему естеству вследствие падения, немощами, каковые открылись в Адаме по его падении, — да облечемся и во образ небеснаго посредством Крещения, дарующего нам этот образ, и тщательного соблюдения Евангельских Заповедей, которые сохраняют в нас образ целым, в его совершенстве и изяществе Божественных (1 Кор. 15, 47—49). Облекаться во образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа (2 Кор. 4, 10)— значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в Евангельских Заповедях. Так облекся и пребывал облеченным в Богочеловека святой апостол Павел; по этой причине он мог с дерзновением сказать о себе: Живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Того же он требует и от всех верующих. Или не знаете себе, — говорит он, — яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте (по русскому переводу: разве только вы не то, чем должны быть)? (2 Кор. 13, 5). Справедливое требование и справедливое обличение! Святым Крещением отсекается в каждом крещеном человеке падшее естество, прививается к человеку естество, обновленное Богочеловеком. По этой причине Крещение называется в Священном Писании банею пакибытия, а жизнь по Крещениипакибытием (Тим. 3, 5; Мф. 19, 27). Обновленное естество обязан явить и развить в себе каждый крещеный: это и есть — явить в себе жительствующим, глаголющим и действующим Господа Иисуса Христа. Христианин, не сделавший этого, — не то, чем он должен быть. 2. 376—386

наше естество находится в состоянии горестнейшего падения? Когда мы считаем изящным и благоугодным добром непотребное добро падшего естества? Когда мы стремимся с упорством делать это добро, не примечая того, что оно только питает и растит в нас наше самолюбие, только удаляет нас более и более от Бога, только упрочивает, печатлеет наше падение и отпадение? Какая может быть польза от Крещения, когда мы не считаем грехами даже смертные грехи, например прелюбодеяние со всеми его отраслями, а называем их н а с л а ж д е н и е м жизнью? Когда мы не знаем, что наше естество обновлено Крещением? Когда вполне пренебрегаем деятельностью по законам обновленного естества, осыпаем ее хулами и насмешками? 2. 390—393
* Н
а современных пастырях лежит священная, непременная обязанность доставлять точное и подробное понятие о святом Крещении тем, которые приняли таинство во младенчестве и потому не имеют о таинстве никакого опытного знания. Дар получен ими: отчет в употреблении Дара неминуем. Благовременное приготовление к отчету нужно, крайне нужно! Небрежное и невежественное владение даром влечет за собой самые бедственные последствия. Кто не употребит дара по желанию и повелению дародателя, кто не разовьет в себе благодати Крещения деятельностью по Евангельским Заповедям, но скроет врученный ему талант в земле — т.е. закопает, похоронит благодать Крещения, уничтожит в себе всякое ее действие, всецело предавшись земным попечениям и наслаждениям, — у того отнимется б л а г о д а т ь Крещения на суде Христовом. Недостойный владетель ее ввергнется во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30)... Крещение — неповторимое Таинство. Исповедую едино Крещение во оставление грехов, — возвещает православный Символ Веры. Как рождение в бытие может совершиться однажды, так и рождение в пакибытие — Крещение может совершиться однажды. Как различные недуги, приключающиеся человеку по рождении, наветующие, потрясающие, разрушающие его бытие, врачуются различными лекарствами, находящими свою опору в жизненной силе, сообщенной с бытием, так и различные согрешения, совершенные после Крещения, наветующие и расстраивающие духовную жизнь человека, врачуются покаянием, которого действительность основывается на благодати Святого духа, насажденной в человеке святым Крещением, и заключается в развитии этой благодати, подавленной и заглушенной согрешениями. 2. 393—394

 



 

 


Партнёры сайта о православии:


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100