Раб, воин и обыватель
Знаете, что говорят чеченцы: "Я могу уважать только того, кто сам себя
уважает". Любой чечен, как правило - воин. Воина можно не любить, можно ненавидеть, но
не уважать его невозможно. Воина уважают за готовность погибнуть ради
какой-то там своей веры, за умение перешагнуть через инстинкт самосохранения
в угоду своим мыслям, в угоду своему духу. Это всегда достойно уважения. И
заслужить уважение воина - великое дело.
Но человек не может уважать себя за просто так. Любить - это да. Если
человек себя не любит - у него проблемы с психикой. Ему как минимум нужен
психоаналитик. А вот уважение к себе человек обретает только в победах над
своими слабостями.
Одна их таких слабостей - боязнь мнения обывателей. Обыватель - это человек,
который звезд с неба не хватает. Когда-то, в детстве, он, может, и пытался
умыкнуть украдкой маленькую звездочку, но его поймали, придушили слегка, по
рукам настучали, и он сдался, стал приземленным и тихим, неспособным к поступку, к
бунту. И он понимает, что проиграл, что сдался без боя, что отступил. И стал
обыкновенным обывателем. Как все. И ему это не нравится, хотя он убеждает
себя в обратном. Он не признается себе в своем поражении, а успокаивает себя
и говорит, что жизнь научила его уму-разуму. Чувствовать себя умным-разумным, умудрённым жизнью, приятнее, чем все время ощущать себя побежденным, сломленным. И начинает он думать и
рассуждать не так, как интереснее, а так, как практичнее: "Зачем придумывать
что-то, ломать веками сложившееся - разве я умнее других? Это нескромно. Лучше - тихонечко, разумно - в тепле и сытости".
Но вдруг - бунт! Бунт!!! Кто-то, кто совсем рядом, кто совсем недавно был
таким удобным и смирным, взбутновался и пошёл наперекор устоявшимся
привычным запретам! Он вдруг нарушил спокойный сложившийся мирок!
Как так?! Нельзя! Ведь на его фоне все увидят, что я - мелкий забитый
человечек. Затушить! Придавить! Сформировать общественное мнение! Объявить
бунтаря дураком! (а тайная мысль: пусть сдается - так же, как и я, тогда он
будет таким же, как и я, а значит, не лучше меня, и значит я - не хуже его!)
Так обыватель реагирует всегда. Вчера, сто лет назад, тысячу лет назад. И в
будущем ничего не изменится. Всегда кто-то будет бунтовать, а кто-то будет
смешивать бунтаря с грязью - чтобы стал таким, как все. Простой серостью.
И кончено, люди опасаются идти наперекор мнению окружающих его обывателей -
тех, кто сдался. И, мало того, люди идут на поводу у обывателей, особенно
если эти обыватели - более эмоциональные люди, которые так возбужденно
скажут тебе, что ты дурак, что ты и сам поверишь в это, и тебе даже
покажется, что ведь и действительно - зачем мне нужно доставать какие-то
звезды с неба, мне и так хорошо - в тепле и сытости, и зачем мне становиться
каким-то там вожаком стаи и вести за собой этих слабых пушистых волчат,
которые, может, и не стоят того, чтобы с ними возиться.
Все эти "разумные" мысли рождаются в угоду слабости. Чтобы не идти на поводу у
этих "разумных" мыслей, нужно всего лишь обладать силой. И чем
настойчивее слабость, тем большую силу нужно применять для ее нейтрализации.
У каждого человека достатночно сил, чтобы одержать победу над своей
слабостью, но далеко не каждый является хозяином этой своей силы. Чтобы быть
ее хозяином, ее нужно воспитывать в себе: заставлять ее работать время от
времени - с полной отдачей, а не в "разумных" пределах.
Почему существует рабство?! Разве сильный духом человек даст себя
поработить? Разве рабовладелец захотел бы быть рабовладельцем, если бы был
твердо уверен, что раб скорее сам умрет и даст умертвить своих детей, чем
станет рабом? Кому нужен такой раб? Рабство потому и существует, что человек
путает себя с животным и подчиняется своему инстинкту самосохранения.
Человек считает разумным подчиняться этому инстинкту, и поэтому его можно
поработить! Человек думает, что это разумно! Слабый человек думает, что это
разумно. И если сильный считает, что он - свободный дух, которому в помощь дано животное тело, о котором, конечно, нужно заботиться, но не в ущерб себе,
своему духу, то слабый считает, что он - животное тело, которому только как
помеху спокойной жизни всучили нежеланный и непокорный дух, который так и
рвется на волю, омрачая спокойную, размеренную, хотя и довольно убогую
жизнь. Юноша или девушка! Не дай себя приземлить! Если хочешь лететь, взлетай! Падай, расшибайся, и снова взлетай! Не дай падению сломить твой дух! Только не забывай об одном: от твоих взлётов и падений не должны стардать другие юноши и девушки, даже если они предпочли отступить и стать обывателями.
Панин В.А., 14 ноября 2004 г.
|