православие     |     фридайвинг     |     дружба     |     бейсбол     |     Победа     |     патриотизм     |     English     |     деньги     |     фотогалерея

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.
Ф. Ларошфуко
Умные и дураки

Необходимо сразу оговориться.
Слова "умный" и "дурак" использованы здесь исключительно для удобства изложения, ну, и немного для красного словца. Автор по данным некоторых тестов имеет высокий коэффициент интеллекта, по данным других тестов - средний. Результат "средний уровень интеллекта" его расстраивает, но не сильно, потому что сам он знает людей, в присутствии которых и по сравнению с которыми он чувствует себя очень умным, но также он знаком с людьми, которые явно умнее его, и в присутствии которых он чувствует себя дураком.
Здесь под словом "дурак" имеется ввиду человек, у которого в силу каких-то обстоятесльств не очень получается хорошо учиться, ну, а под словом "умный", понятно, наоборот.
Изложенный ниже текст в форме небольшой лекции несколько раз приподносился мальчикам - спортсменам 12 - 14-летнего возраста и отдельно 15 - 18-летнего возраста. Ребята такие разговоры воспринимают очень хорошо и, судя по их отзывам, они им нужны, и они им помогают.
И они с большим энтузиазмом подтверждают, что в их окружении есть умные, которые ведут себя как дураки, и есть дураки, которые с точки зрения, изложенной ниже, ведут себя как умные.


Кто из школьников может с уверенностью сказать, кто из его однокласников умнее, а кто глупее?

Когда умный ведёт себя как дурак и когда дурак поступает как умный?

Едва родившийся ребёнок начинает интенсивно познавать окружающий мир. Для этого учебники ему не нужны. Огромная масса незнакомой информации находится вокруг него и даже внутри него. Эта информация сама лезет ему в уши, бросается в глаза, обоняется, осязается и эмоционально переживается.
Как не старайся ученик пятого класса, всё равно такую прорву нового из учебников и книг ему не усвоить, а окружающий мир, который самостоятельно, без дополнительных волевых усилий видится, слышится, обоняется и ощущается, ему в основном уже знаком.

Кто учится интенсивнее - ребёнок в первый год своей жизни или ученик пятого класса?


Человек рождается не с равными возможностями.
Человек развивается не в равных условиях.

В большинстве случаев всё зависит от родителей.
Многие родители много учатся, или их работа связана с умственным трудом, или они просто много читают, или ещё как-нибудь, всё равно как, развивают свой мозг. Дети у них рождются с хорошим уровнем интеллекта.

Другие родители трескают водку, смалят папиросы и сигареты одну за одной, наркоманят и не хотят работать не только головой, но и руками - проще украсть у какой-нибудь подслеповатой старушки.
Если у таких родителей родился ребёнок хотя бы с нормальным средним интеллектом - спасибо ни как не родителям, а генам, полученным от далёких предков. Повезло.

С другой стороны:
Интеллект, слабый он или сильный, не важно, нужно развивать. Развитием человека с раннего детства могут заниматься опытные учителя и воспитатели (ими могут быть и родители, если повезло). В этом случае мозг (интеллект, разум) человека развивается в разных направлениях, раскрываются многие способности, открываются многие возможности.

Либо развитием человека вообще никто не занимается. Сам по себе. В этом случае возможности, которые могли быть открыты, не открываются, способности, которые могли получить развитие, остались неразвитыми, и разум (мозг, интеллект), развивается самостоятельно, только в очень ограниченном количестве направлений.

В результате одним учиться очень легко, другим не очень, третьим сложнее, а некоторым вообще тяжело.
А между тем существует аксиома:
Человек всегда хочет учиться.
- Что такое аксиома?
- Это утверждение, принимаемое без доказательств. То есть всем это ясно, ничего доказывать и объяснять не нужно. Все просто знают, что это так.

Итак, в одном классе, за соседними партами учатся школьники с разным уровнем интеллекта. Тот, кому не повезло с родителями, тоже хочет хорошо учиться. Он пытается, в особенности первые годы в школе, старается и не может понять, почему это у него никак ничего не выходит? Когда он вырастет, он поймёт, в чём дело, но пока его всё время мучает вопрос - почему всё так плохо? Если бы он уже в первых классах понимал, что его вины тут нет, он бы особенно не расстраивался. Он бы знал, что низкий интеллект - это не то, из-за чего следует расстраиваться, что очень много хороших и вполне благополучных людей имеют довольно слабо развитые мозги. И он бы не старался "прыгнуть выше головы" и не переживал бы из-за того, что слишком много его однокласников учатся лучше его.

И тогда бы не происходило вот такого безобразия из области психологии:
В такой ситуации у человека начинают работать глубинные области мозга. Эта работа происходит помимо сознания человека - то есть он и не подозревает о том, что мозг начинает защищаться. Ему - человеческому мозгу - не нравится считать себя хуже других, и он шёпотом подсказывает сознанью школьника: это не ты дурак, это они, отличники и хорошисты, ведут себя по-идиотски. Ведь это такая тупость сидеть целыми днями за учебниками! А книжки?! Кому это нужно тратить время на то, чтобы читать всякую фигню? Куда как лучше погулять, выпить пива, покурить в подъезде, да и вообще - жить полной жизнью, а не так, как эти ботаники - кроме учёбы ничего не знают.
Одним словом, я - молодец! Они - дебилы!

И самое важное здесь, что он, школьник, абсолютно искренне считает, что это так. Его мозг сумел защитить себя от лишних отрицательных эмоций.
И этот ученик, опять же толком не понимая, что он делает, потому что делает это инстинктивно, начинает прогибать окружающий его мир - класс, в котором он учится, под себя. Он старается приучить своих однокласников к мнению, что тот, кто тратит время на учёбу, кто, вместо того чтобы больше гулять с банкой пива в руках, сидит дома за учебниками - недоумок, что этот балбес ни фига не умеет, от первой затяжки свалится, что он подлиза и подхалим, раз старается получить хорошую отметку.
Одним словом, он рьяно пропагандирует мнение, что хорошо учиться - глупо!
И ещё он пропагандирует, что прожигать жизнь гораздо умнее!

Постепенно, взрослея, он будет осознавать, что иметь дело с умными людьми - хорошо и выгодно. К ним можно устроиться на работу, чтобы прокормить себя и своих детей. Или можно взять их к себе на работу, чтобы они зарабатывали для него деньги! Ему выгодно, чтобы на свете были умные люди!
Но пока, когда они сидят за соседними партами, ему удобнее, чтобы их, умных, считали дураками, а его, балбеса, умным.

Итак, дурак поступает, как умный, создавая удобное для себя мнение среди однокласников.

А может ли умный оказаться в дураках?
Запросто, и это самое жалкое и естественное и очень распространённое явление.

Умный, как и его обиженный интеллектом однокласник, хочет нравиться людям. Для него мнение о нём его однокласников чрезвычайно ценно. И что же, если однокласники вдруг начинают тыкать в него пальцем и говорить, какая он бестолочь, раз вместо того, чтобы играть на уроке в какой-нибудь морской бой, он внимательно слушает учителя? И когда эти однокласники не просто обзывают его дураком за такое "идиотское" поведение, но и действительно считают его поведение глупым?

Вот тут и может произойти самое неприятное. И если бы взрослые не вмешивались, это явление охватывало бы почти 100% учащихся школ!
Ученик с хорошими мозгами идёт на поводу у своего естественного детского желания - чтобы сверстники уважали! - и забрасывает учебники, перестаёт читать книги, начинает баловаться на уроке и становится посредственным учеником! Потому что он стесняется хорошо учиться!

Вообще говоря, если у него действительно высокий интеллект, что, кстати, бывает не так уж часто, он всё равно со временем возьмёт своё. Мозги от него никуда не денутся, хотя с помощью табака, водки, наркотиков и сифилиса можно избавиться и от интеллекта.
Ну, а пока он поступает, как дурак!

Итак, дурак поступает, как умный, а умный ведёт себя как дурак!

Уважаемые дураки! Ведите себя умнее! Помните - умные не виноваты в том, что они умнее вас. Не считайте их дураками, пожалейте их - пусть себе учатся! И сами учитесь настолько, насколько это вам доступно. Помните, что человек может считать себя виноватым, когда он совершает неприличные поступки, но он ни в коем случае не должен думать, что он виноват в том, что он дурак. И помните, вы тоже можете вести себя с умом, в то время как умные часто поступают так глупо!

Уважаемые умные! Помните, что не ваша заслуга в том, что вы умные. Помните, дураки не виноваты в том, что они дураки. Помните, они хоть и дураки, но могут быть очень хорошими и, главное, верными друзьями. Помните, что несравнимо лучше иметь верного друга - дурака, чем друга умного, но способного на предательство. И никогда не забывайте, что какими бы умными вы не были, всегда - подчёркиваю - всегда найдутся те, кто умнее вас, и что по сравнению с ними вы - дураки.

Панин В.А., 2004 год.







Партнёры пионерской организации:


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100